READ THIS ARTICLE FIRST:
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Итоговая аттестация по иностранному языку в 9 классе осуществляется в двух формах: либо с помощью экзамена по выбору, который проводится в форме устного собеседования по изучаемому иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому и др.) на основе экзаменационных билетов, либо путем выведения итоговой оценки на основе академических успехов школьника.
Примерные экзаменационные билеты для сдачи экзамена по иностранным языкам выпускниками основной школы (9 классы) общеобразовательных учреждений Российской Федерации составлены с учетом обязательного минимума содержания основного общего образования (приказы Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236 и от 30 июня 1999 г. № 56) и федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).
Предлагаемые экзаменационные материалы являются универсальными и могут быть использованы для итоговой аттестации учащихся, обучавшихся по любому из учебно-методических комплектов по иностранному языку, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования во 2–9 или 5–9 классах общеобразовательных учреждений.
Экзамен по иностранному языку в 9 классе ставит своей целью проверку уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся в двух из четырех целевых умений – чтении и говорении в двух формах: монологической и диалогической. При проверке умений в говорении параллельно проверяются умения аудирования, произносительные, лексические и грамматические навыки учащихся, а также их социокультурные знания и умения. Под социокультурными знаниями и умениями понимается умение учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, в частности адекватное использование правил этикета в процессе устного общения с экзаменатором.
Контроль умений учащихся в аудировании и письме, а также целенаправленная проверка лексико-грамматических навыков могут быть осуществлены в форме итогового зачета по усмотрению педагогического совета школы. Предлагаемые экзаменационные материалы содержат ряд положений, составляющих их новизну:
• расширен спектр проверяемых коммуникативных умений: ознакомительное чтение, монологическая речь в связи с прочитанным и неподготовленный диалог;
• проверку продуктивных умений монологической речи (второй вопрос) предлагается проводить на основе прочитанного небольшого текста проблемного характера. Ученик должен выделить основную проблему, идею текста и прокомментировать ее, выразив свое мнение. Данный подход позволяет:
а) комплексно проверить речевые умения школьника (понимание основного содержания текста, передача основной идеи текста, выражение своего мнения и его аргументация);
б) обеспечить аутентичность и самостоятельность речевого высказывания ученика;
• диалогические умения учащихся предлагается проверять в ситуации общения, в которой партнером экзаменуемого является учитель, исполняющий роль, определенную коммуникативным заданием, и выступающий как равноправный партнер, готовый поддержать собеседника в ходе общения;
• разработаны критерии оценки коммуникативных умений учащихся, которые позволяют объективно оценить ответ учащегося на экзамене по пятибалльной шкале, принятой в настоящее время в школе;
• учитываются различия в условиях обучения и уровне подготовки учащихся общеобразовательных учреждений разных типов. Для учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка предусматриваются дополнительные вопросы, более сложные и объемные тексты; более высокие требования к оценке ответов учащихся, что отражено в шкалах оценивания.
Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы в качестве основы при разработке экзаменационных материалов для конкретного общеобразовательного учреждения с учетом особенностей его образовательной программы. Допускается внесение следующих изменений: частичное изменение и расширение тематики текстов и ситуаций общения, незначительное увеличение объема текстов.
Желательно не нарушать тематический баланс между заданиями в билете. Во всех трех заданиях предметное содержание речи должно быть различно. Экзаменационные материалы содержат 20 билетов, что представляется оптимальным с точки зрения охвата проверяемых коммуникативных умений и затрагиваемой тематики и ситуаций общения. Количество экзаменационных билетов может быть увеличено по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения. Однако их число не должно превышать 25, что продиктовано необходимостью нормализации учебной нагрузки школьников в период сдачи экзаменов.Структура экзаменационной работы
Экзамен проводится в устной форме. Каждый билет содержит три задания.
Первое задание проверяет умения ознакомительного чтения (чтения с пониманием основного содержания). Экзаменуемому предлагается законченный в смысловом отношении несложный аутентичный текст (из научно-популярной, публицистической или художественной литературы), соответствующий допороговому уровню (А2 согласно европейской терминологии),
объемом до 1200 знаков. В процессе подготовки к ответу учащийся может пользоваться двуязычным словарем.
Задача экзаменуемого – ответить на 3 вопроса по содержанию текста, касающихся:
• основной идеи (О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?);
• главных фактов (Кто? Что? Когда? Как? Где? Куда?).
От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев, помимо ответов на три вопроса по содержанию текста, требуется ответить еще на два вопроса экзаменатора, в которых необходимо:
• оценить полученную информацию и выразить свое мнение (Что ты думаешь по поводу прочитанного и почему?);
• прокомментировать те или иные факты/события, описанные в тексте (Чем можно объяснить возможность/невозможность (возникновение/исчезновение, интерес/отсутствие интереса, популярность/ непопулярность т.д.) событий/фактов, описанных в тексте?). Тексты, подбираемые для проверки умения чтения, должны удовлетворять ряду требований:
• соответствовать определенному государственным стандартом предметному содержанию речи выпускников 9 классов;
• соответствовать государственному стандарту по языковой трудности;
• учитывать возрастные особенности и интересы учащихся 9 классов;
• не выходить за рамки жанрового и стилевого разнообразия, рекомендованного в стандарте в отношении текстов для чтения (текст научно-популярный, публицистический, художественный);
• характеризоваться смысловой законченностью;
• иметь образовательную и воспитательную ценность;
• не содержать информации, способной оскорбить социальные, религиозные и национальные чувства учащихся.
Формулировка задания для проверки умений в чтении соотнесена с критериями оценивания. Правильным ответом считается ответ, который полностью соответствует содержанию текста. Ответ, который содержит не только основную информацию, но и детали, является полным.Второе задание проверяет умения монологической речи.
Задача экзаменуемого – сделать сообщение в связи с прочитанным текстом, высказать и аргументировать свое отношение к поднятой автором проблеме.
В качестве опоры для монологического высказывания используют небольшие по объему тексты разных жанров из любых источников (в том числе из УМК), соответствующие тематике, определенной стандартом основного общего образования по иностранному языку:
• межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе;
• школьное образование, изучаемые предметы; проблема выбора
профессии и роль иностранного языка;
• досуг, увлечения;
• родная страна и страна/страны изучаемого языка; выдающиеся
люди, их вклад в мировую культуру;
• природа и проблемы экологии; здоровый образ жизни.
Объем монологического высказывания не менее 12 фраз.
От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев требуется объем монологического высказывания не менее 15 фраз.Третье задание проверяет умения диалогической речи и предполагает решение поставленной коммуникативной задачи в типичных ситуациях общения в рамках тематики, определенной стандартом основного общего образования.
Задача экзаменуемого – продемонстрировать навыки и умения речевого взаимодействия с партнером в рамках предложенной коммуникативной задачи:
1. Начать и закончить разговор.
2. Поддержать разговор, а именно:• запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
• дать совет и принять/не принять совет партнера;
• сделать предложение в соответствии с ситуацией и темой общения и выразить согласие/несогласие с предложением партнера;
• выразить точку зрения;
• запрашивать мнение партнера;
• согласиться/не согласиться с высказанным утверждением/мнением партнера;
• выразить одобрение/неодобрение, извиниться;
• выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/
огорчение/сомнение/удивление и т.п.);
• вежливо переспросить в случае необходимости;
• соблюдать очередность реплик.Принимая участие в диалоге, в зависимости от коммуникативной задачи учащиеся могут продемонстрировать лишь некоторые из перечисленных выше умений речевого взаимодействия с партнером. Поэтому в характеристике ответа все коммуникативные умения обозначены термином «поддерживать беседу».
Партнером экзаменуемого выступает учитель. Предполагается, что экзаменатор должен быть доброжелательным и открытым для общения. Ситуации должны быть сформулированы таким образом, чтобы диалог начинал учащийся. Это позволит учителю оценить его умение вступать в коммуникацию.
Формулировки заданий для проверки умений учащихся в диалогической речи соотнесены с критериями оценивания. В заданиях заложены элементы прогнозируемого содержания высказывания учащегося, которые выступают объектами контроля. Например, выразить мнение, доказать ошибочность мнения оппонента, привести два аргумента. Каждый из элементов задания является показателем полноты его выполнения.
Обязателен обмен не менее 5–7 репликами с каждой стороны.
От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев требуется объем диалогического высказывания от 8 до 10 реплик с каждой стороны.
На подготовку всех трех заданий отводится 30 минут; устный ответ занимает 8–10 минут.
Ответ оценивается по пятибалльной шкале, принятой в Российской Федерации.
Общая экзаменационная отметка складывается из трех отметок за выполнение отдельных заданий и является их средним арифметическим, округляемым по общим правилам, то есть 3,5 и выше дают 4 балла, 4,5 и выше дают 5 баллов. При оценивании отдельных заданий рекомендуется руководствоваться приводимыми ниже шкалами, которые описывают наиболее типичные случаи.
Использование предложенных шкал оценивания требует определенного навыка. Поэтому учителю рекомендуется заранее изучить данные шкалы, ознакомить с ними учащихся и использовать шкалы в ходе учебного процесса до итоговой аттестации.
В состав экзаменационной комиссии рекомендуется включить учителя экзаменатора, который непосредственно ведет экзамен и учителя-эксперта, задачей которого является соотнесение ответов экзаменуемого с критериями в шкалах. Итоговая оценка определяется всеми членами экзаменационной комиссии.